Взаимодействие с родителями по формированию здорового образа жизни в условиях ФГОС»

06.12.2020

Взаимодействие с родителями по формированию

здорового образа жизни в условиях ФГОС»

 

 Рашидова Калимат Курбангаджиевна, физинструктор

МБДОУ №8 «Дюймовочка»,

г.Каспийск

Дошкольное детство, является начальной ступенью в образовательной системе нашего государства. Именно в дошкольном детстве закладываются те основы всесторонне развитого ребенка, который затем шагает вверх по ступеням образования.

 В современной дошкольной педагогике в условиях модернизации системы Российского образования, приоритетными направлениями которой является, доступность, качество и эффективность происходят позитивные преобразования. Дошкольное учреждение, являясь открытой социальной системой, не может быть вне процессов обновления, которые влекут за собой повышение требований к качеству образовательных услуг по различным направлениям развития и воспитания ребенка.

 Поддержка родителей (законных представителей) в воспитании детей, охране и укреплении их здоровья, вовлечение семей непосредственно в образовательную деятельность - приоритетная задача, стоящая перед дошкольным учреждением.

Укрепление здоровья ребёнка невозможно без участия родителей. Именно они обязаны привить ему стремление к здоровому образу жизни. Семья для ребёнка - источник общественного опыта и развивающая среда. Здесь он находит пример для подражания, происходит его социальная адаптация. То, что ребёнок приобретает в детские годы в семье, сохраняется в течение всей жизни. И если мы хотим вырастить нравственно здоровое поколение, то должны решать эту проблему «всем миром»: детский сад, семья, общественность.

 Согласно Федеральному государственному образовательному стандарту дошкольного образования родители (законные представители) - непосредственные участники образовательных отношений и имеют преимущественное право на обучение и воспитание детей перед всеми другими лицами.

 Одним из основных принципов дошкольного образования, закрепленных в Стандарте, является сотрудничество Организации с семьей. Задачи дошкольного образования - обеспечение психолого-педагогической поддержки семьи и повышение компетентности родителей (законных представителей) в вопросах развития и образования, охраны и укрепления здоровья детей. Стандарт является основой для оказания помощи родителям(законным представителям) в воспитании детей, охране и укреплении их физического и психического здоровья, в развитии индивидуальных способностей и коррекции нарушения их развития. Поддержка родителей (законных представителей) в воспитании детей, охране и укреплении их здоровья, вовлечение семей непосредственно в образовательную деятельность.

 Для того чтобы изменить отношение родителей к работе детского сада и сделать их нашими партнерами, мы стараемся применить разнообразные формы работы с родителями, которые включают в себя 4 направления федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования, одним из которых является «Физическое развитие». Содержание этого направления направлено на достижение целей формирования у детей интереса и ценностного отношения к занятиям физической культурой, гармоничное физическое развитие через решение следующих специфических задач:

 – развитие физических качеств (скоростных, силовых, гибкости, выносливости и координации); – накопление и обогащение двигательного опыта детей (овладение основными движениями); – формирование у воспитанников потребности в двигательной активности и физическом совершенствовании.

 Анализируя формы работы с родителями можно условно сформулировать 4 основных направления работы с родителями в условиях реализации ФГОС ДО: познавательное, информационно-аналитическое, наглядно-информационное, досуговое.

 Познавательное направление.

 Цель: ознакомление родителей с возрастными и психологическими особенностями детей дошкольного возраста.

 Информационно-аналитическое направление.

Цель: выявление интересов, потребностей, запросов родителей, уровня их педагогической грамотности.

 Наглядно-информационное направление.

 Цель: донести до родителей информацию в доступной форме.

 Досуговое направление:

Цель: установление теплых, доверительных отношений, эмоционального контакта между педагогами и родителями, между родителями и детьми.

 Работа по направлению «Физическое развитие» включает в себя - знакомство родителей с эффективными средствами закаливания, профилактика заболеваний, безопасное поведение детей в различное время года. Работа по данному направлению ведется через оформление стендов, индивидуальных консультаций, организацию семейных спортивных состязаний и праздников, знакомство родителей с лучшими достижениями в физкультуре других семей, организация совместных соревнованиях, привлечение к участию и помощь в проведении олимпиад внутри сада, а так же городских. Информирование родителей о создании безопасных условий дома через консультации, оформление стендов, стенгазет, плакатов, буклетов.

 Дошкольная организация и семья - две основные социальные структуры, определяющие уровень здоровья ребёнка. Их воспитательные функции различны, но для всестороннего развития детей необходима их согласованная работа.

 Цель нашей работы: признание приоритета семейного воспитания поиск и внедрение новых форм и отношений семьи и дошкольного учреждения — сотрудничества и взаимодействия. Преследуемые задачи:

 Ø Снижение уровня заболеваемости

 Ø Повышение уровня удовлетворенности родителей воспитанников;

 Ø Пуляризация физкультурно - оздоровительной работы в ДОУ и семье.

Сотрудничество - это общение «на равных», где никому не принадлежит привилегия указывать, контролировать, оценивать. Взаимодействие представляет собой способ организации совместной деятельности, которая осуществляется на основании социальной перцепции и с помощью общения. В «Словаре русского языка» С. Ожегова значение слова «взаимодействие» объясняется так:

 · взаимная связь двух явлений;

 · взаимная поддержка.

Главный момент в контексте «семья - дошкольное учреждение» - личное взаимодействие педагога и родителей по поводу трудностей и радостей, успехов и неудач, сомнений и размышлений в процессе воспитания конкретного ребенка в данной семье. Неоценима помощь друг другу в понимании ребенка, в решении его индивидуальных проблем здоровья, в оптимизации его физического развития.

 Для того чтобы правильно спланировать работу с родителями, нужно хорошо знать родителей своих воспитанников. Поэтому работа с родителями в нашей группе носит дифференцированный подход, где при планировании работы учитываются запросы, социальный статус, микроклимат семьи, заинтересованность деятельностью образовательного учреждения. Информационно-аналитическая работа с родителями направлена на выявление интересов, потребностей, запросов родителей, уровня их педагогической грамотности, установление контакта между педагогами, родителями и детьми. Анкетирование, беседы, а также анализ присутствия родителей на мероприятиях, проводимых в детском саду (посещение родительских собраний, консультаций, «Дня открытых дверей»; присутствие на детских праздниках, тематических занятиях; участие в конкурсах, выставках; помощь родителей), помогают выстраивать работу с родителями, делать ее более эффективной, подбирать интересные формы взаимодействия детского сада и семьи. Ежегодную работу с родителями я начинаю с проведения родительского собрания. На собраниях знакомлю родителей с возрастными особенностями, уровнем физической подготовленности, планируемыми результатами освоения программы.

 Благодаря информационно-аналитической работе в группе определились следующие категории родителей:

 · Родители, которые с удовольствием участвуют в жизни группы;

· Родители, которые принимают участие, когда у них есть заинтересованность;

 · Родители, которые наблюдают за всем со стороны.

 Проведение предварительного анкетирования помогает получить объективную картину значимости физической культуры и спорта в семье; занимаются ли родители спортом, интересуются ли они спортивными достижениями ребёнка, а также стремятся ли они к привлечению детей к физической культуре.Хочу такой сайт

 Для повышения результативности своей работы совместно с инструктором по физической культуре применяем в своей практике информационно-компьютерные технологии. Чаще обмен информацией между нами и родителями идет через интернетпочту, блог, сообщества. Особенности электронной почты позволяют пользователям обмениваться сообщениями, документами без применения бумажных носителей, позволяет передавать звуковые сообщения, изображения и т. д., быстро осуществлять связь в системе «педагог – родитель», «родитель-родитель». При помощи электронной почты консультируем родителей, отвечаем на вопросы, даем рекомендации, рассылаем приглашения на родительские собрания, консультации. Возможность общаться через электронную почту актуальна и в том случае, если ребенок часто болеет, редко посещает образовательное учреждение.

 Сайт – это определенное место в сети Интернет, где можно расположить любую информацию, сделав ее доступной из любой точки мира. Используя данные возможности Интернета в повышении эффективности процесса сотрудничества с родителями, на сайте нашего учреждения на страничке физинструктора и в разделе «безопасность» расположена масса различных консультаций, фотоотчет о проведенных мероприятиях, презентации. Родители получают ответы на вопросы, оставляют отзывы, комментарии.

 В нашей группе первый год работает закрытый родительский клуб «В контакте» - «Здоровячок». Клуб создан с целью формирование основ здорового образа жизни средствами физической культуры через гармонизацию детско-родительских отношений. Главная цель деятельности родительского клуба «Здоровячок» - создание позитивного микросоциума, в котором каждый его участник может творчески проявить себя в совместной деятельности. Задачами клуба являются:

 · формировать у родителей и детей знания о здоровье и здоровом образе жизни, воспитывать бережное и заботливое отношение к своему здоровью и здоровью окружающих;

 · воспитывать у детей осознанное отношение к двигательной активности, интереса и потребности к физическому самосовершенствованию.

 Мероприятия планируются в соответствии с выявленными запросами родителей и основываясь на закономерностях развития детей данного дошкольного возраста. Родительский клуб помогает реализовать важные направления в нашей работе: просветительское, информационное и практическое. Которые направленны на формирование практических навыков по формированию здорового образа жизни детей. В этом плане интересно прошли заседания «Здоровая семья – здоровый ребенок», «О здоровье всерьез». На этих мероприятиях родители в непринужденной форме деловой игры, тренингов, упражнений получили много практических навыков оздоровления детей.

Проведенный мониторинг среди родителей, посещающих клуб «Здоровячок» в прошлом году, показал, что заметно повысилась их заинтересованность в вопросах физического развития и формирования здорового образа жизни у детей. По словам родителей, полученные навыки делают их отдых с детьми более активным и разнообразным. С целью ознакомления их со здоровьесберегающими технологиями в конце каждого занятия предлагаются буклеты, которые содержат описание и схематичное изображение упражнений, и различные советы по организации занятий по физической культуре в домашних условиях.

 Популярностью среди родителей пользуется аудиотека с оздоровительной информацией под музыку:

 - дыхательная гимнастика;

 - пальчиковые игры; - музыка на расслабление;

 - утренняя гимнастика под музыку, т.д.

На дисках имеется разнообразные игры и упражнения, сопровождающиеся речью и музыкой. Материал подбирается с учетом изученного, как закрепление. Родители могут взять диск и послушать его вместе с ребенком в домашних условиях.

 Особенность нашей группы - это оздоровительная направленность дети часто болеют и пропускают детский сад. И мы совместно с инструктором по физической культуре решили предложить сегодня тем родителям, которые не смогли посетить детский сад, на диске или флеш накопителях записи утренней гимнастики и занятий, видеоролики о применяемых здоровьесберегающих технологиях. Данная форма не сразу вызвала интерес у родителей, но постепенно нам удалось привлечь родителей к занятиям физкультурой дома часто болеющих детей. К просмотру видео с участием детей сегодня используют и другие родители в выходные дни. В дальнейшем планируем создать видеотеку для родителей для использования в домашних условиях.

Создание мини - библиотеки специальной литературы по проблемам физического воспитания и укрепления здоровья и мини уголок, в котором помещены комплексы утренней гимнастики и физкультурного занятия, вызвало интерес у родителей. Информирую родителей о том, какие основные движения разучивали дети, подвижные игры, оздоровительные упражнения, пальчиковые гимнастики, упражнения для глаз и ног, дыхательные упражнения. Даю рекомендации по применению данных упражнений с детьми в домашних условиях, например при просмотре телепередачи более 20 мин., уместно сделать гимнастику для глаз. На основе художественных произведений (Э.Машковская «Зоопарк», В.В.Маяковского «Что такое хорошо и что такое плохо?», К.И Чуковский «Айболит», «Мойдодыр») представляется возможным показать детям сущность ценностного отношения к здоровому образу жизни. Обзор методических новинок способствует повышению педагогической компетентности педагогов и родителей. С помощью художественной литературы дети в доступной форме приобретают знания о значении для здоровья физкультуры и спорта, закаливания, питания, режима дня.

 Организация выставок совместных работ детей и родителей, рисунков, стенгазет, а так же фотовыставок, которые отражают совместные физкультурные досуги семьи, фоторепортажи - фотосессии детей, выполняющих различные физические упражнения, фотовыставки по итогам спортивных праздников проводимых в детском саду помогли привлечь родителей к проблеме формирования ЗОЖ. На первом этапе я провела с детьми беседу о спортивных увлечениях в семье и предложила родителям и детям составить альбомы «Наша спортивная семья». Родители отобрали фотографии, на которых дети с родителями занимаются спортом или делают зарядку, и составили по ним небольшой рассказ. Оформленные альбомы выставлены на обозрение в физкультурном уголке группы. Данные формы работы способствует повышению интереса детей к физической культуре, выполнению физических упражнения, зарядки по утрам. А так же, дети знакомятся со спортивными увлечениями своих родственников.

 Беседа – наиболее доступная и эффективная форма установления связи по ФК с семьей, во время которых можно обменяться мнениями или оказать родителям своевременную помощь. Используя индивидуальные беседы и консультации, приобщаю родителей, к изготовлению нетрадиционного спортивного инвентаря для использования в детском саду и домашних условиях. Родители знакомятся с разными атрибутами для физического развития детей. Особое внимание уделяется изготовлению пособий своими руками, это вызывает у детей бережное отношение к ним и желание использовать их как можно чаще. Выполнение упражнений с использованием нетрадиционного инвентаря побуждает детей к проявлению самостоятельности, творчества, инициативы, активности. Не остаются без внимания и культурно-массовые мероприятия, совместные физкультурные занятия в которых некоторые семьи принимают активное участие.

 Совместные физкультурные занятия способствуют гармонизации отношений родителей и детей, сближают их, позволяют ощутить радость от совместной двигательной деятельности и установить эмоционально-тактильный контакт. Гармонизация отношений между детьми и родителями на занятиях в Родительских клубах достигается посредством установления эмоционального контакта взрослого с ребенком, выполнения физических упражнений в паре, общения с помощью слов, жестов и мимики. Также на занятиях используются следующие средства: гимнастика вдвоем; подвижные игры и игровые упражнения; музыкально - ритмические упражнения, релаксационные упражнения.

 Совместные физкультурные занятия, тесное сотрудничество инструктора по физической культуре и специалистов детского сада позволяют повысить эффективность взаимодействия педагогов с семьей в плане педагогического просвещения родителей, пропаганды здорового образа жизни, оказания психологической поддержки и помощи детям и взрослым. Родители с удовольствием посещают такие занятия, проявляют желание заниматься физкультурой вместе с ребенком. Ценность таких занятий заключается в том, что, являясь личным тренером, помощником, партнером для собственного ребенка взрослый помогает ему освоить физические упражнения. Родители сосредоточены полностью на своих детях, и это дает возможность гармонизации детско-родительских отношений.

В этом году нам удалось привлечь родителей к посещению дополнительной образовательной услуге «Здоровый ребенок». Занятия с детьми ведет дипломированнспециалист. Специально подобранные физические упражнения являются основным и действенным средством профилактики плоскостопия и нарушений осанки и предупреждают нарушения опорно-двигательного аппарата: плоскостопия, сутулости, асимметрии плеч, лопаток и сколиозов.

У детей дошкольного возраста дефекты осанки выражены обычно не резко и не являются постоянными. Занятия в кружке «Здоровый ребенок» дадут возможность получать оздоровительный эффект и показаны всем детям, как здоровым, так и имеющим в данный момент постоянные или временные отклонения в состоянии опорнодвигательного аппарата и здоровья в целом.

Физическое воспитание – это не только занятие физкультурой, а целая система организации двигательной деятельности детей дома и в детском саду. Отношения педагога ОУ с семьей основаны на сотрудничестве и взаимодействии с открытостью детского сада.

 В результате информация и практический опыт, полученный родителями, помогли: · повысить эффективность работы по оздоровлению детей;

· получить необходимые знания о физическом развитии ребенка;

 · сформировать потребность в здоровом образе жизни в своей семье;

 · снизить «дефицит» положительных эмоций у детей, создать атмосферу праздника при совместной спортивной деятельности.

 Таким образом, мы можем говорить, что выбранные формы и методы работы с родителями и выбор направлений работы с детьми, родителями способствовали повышению педагогической культуры и степени заинтересованности взрослых в вопросах развития и оздоровления детей, тем самым подтверждая правильность выбранной и выстроенной системы работы с родителями. Организация взаимодействия с семьей – работа трудная, не имеющая готовых технологий и рецептов. Её успех определяется интуицией, инициативой и терпением педагога, его умением стать профессиональным помощником в семье.

Список литературы:

 

 1. Антонова Т. В., Волкова Е. М., Мишина Н. С. Проблемы и поиск современных форм сотрудничества педагогов детского сада с семьей ребенка // Дошкольное воспитание, 1998, № 6.

 2. Арнаутова, Е.П., Планируем работу ДОУ с семьей //Управление дошкольным образовательным учреждением. - , 2012. №4 - с 33-38

 3. Зверева О.Л., Кротова Т.В.Общение педагога с родителями в ДОУ: Методический аспект.- М.: ТЦ Сфера, 2010. – 80с.

 4. Зверева О.Л. Родительские собрания в ДОУ: Методическое пособие/О.Л.Зверева, Т.В.Кротова. – 4-е изд. – М.: Айрис-пресс, 2009. – 128

5. Интернет- сайт «Internet – Technologies» Статья «Сайтостроение от А до Я»

 6. Ильин В.Е. Безопасность при работе в сети Интернет: безопасный поиск и программы родительского контроля .

 7. Ловыгина Ю.И. Дистанционное обучение: программно-технические средства.

 8. Свирская Л. В. Работа с семьёй: необязательные инструкции: Методическое пособие для работников дошкольных образовательных учреждений / Л.В. Свирская - М.: ЛИНКА-ПРЕСС, 2011. - 176 с.

 9. Семейное воспитание: Краткий словарь / Сост.: И. В. Гребенников, Л. В. Ковинько. - М., 2011. - 319с.

10. Солодянкина О. В. Сотрудничество дошкольного учреждения с семьёй: Практическое пособие / О.В. Солодянкина - М.: АРКТИ, 2011. - 80 с.

 11. Шитова Е.В.. Работа с родителями: практические рекомендации и консультации по воспитанию детей 2-7 лет. Издательство: Учитель, 2015

Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

ВНИМАНИЕ!

Срок действия лицензии на использования программного обеспечения окончен 31.12.2023.
Для получения информации с сайта свяжитесь с Администрацией образовательной организации по телефону 8-(246)-5-16-94

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».