06.12.2020
Взаимодействие с родителями
по формированию
здорового образа жизни в
условиях ФГОС»
Рашидова Калимат Курбангаджиевна,
физинструктор
МБДОУ №8 «Дюймовочка»,
г.Каспийск
Дошкольное детство, является
начальной ступенью в образовательной системе нашего государства. Именно в
дошкольном детстве закладываются те основы всесторонне развитого ребенка,
который затем шагает вверх по ступеням образования.
В современной дошкольной педагогике в условиях
модернизации системы Российского образования, приоритетными направлениями
которой является, доступность, качество и эффективность происходят позитивные
преобразования. Дошкольное учреждение, являясь открытой социальной системой, не
может быть вне процессов обновления, которые влекут за собой повышение требований
к качеству образовательных услуг по различным направлениям развития и
воспитания ребенка.
Поддержка родителей (законных представителей)
в воспитании детей, охране и укреплении их здоровья, вовлечение семей
непосредственно в образовательную деятельность - приоритетная задача, стоящая
перед дошкольным учреждением.
Укрепление здоровья ребёнка
невозможно без участия родителей. Именно они обязаны привить ему стремление к
здоровому образу жизни. Семья для ребёнка - источник общественного опыта и
развивающая среда. Здесь он находит пример для подражания, происходит его
социальная адаптация. То, что ребёнок приобретает в детские годы в семье,
сохраняется в течение всей жизни. И если мы хотим вырастить нравственно
здоровое поколение, то должны решать эту проблему «всем миром»: детский сад,
семья, общественность.
Согласно Федеральному государственному
образовательному стандарту дошкольного образования родители (законные
представители) - непосредственные участники образовательных отношений и имеют
преимущественное право на обучение и воспитание детей перед всеми другими
лицами.
Одним из основных принципов дошкольного
образования, закрепленных в Стандарте, является сотрудничество Организации с
семьей. Задачи дошкольного образования - обеспечение психолого-педагогической
поддержки семьи и повышение компетентности родителей (законных представителей)
в вопросах развития и образования, охраны и укрепления здоровья детей. Стандарт
является основой для оказания помощи родителям(законным представителям) в
воспитании детей, охране и укреплении их физического и психического здоровья, в
развитии индивидуальных способностей и коррекции нарушения их развития.
Поддержка родителей (законных представителей) в воспитании детей, охране и
укреплении их здоровья, вовлечение семей непосредственно в образовательную
деятельность.
Для того чтобы изменить отношение родителей к
работе детского сада и сделать их нашими партнерами, мы стараемся применить
разнообразные формы работы с родителями, которые включают в себя 4 направления
федерального государственного образовательного стандарта дошкольного
образования, одним из которых является «Физическое развитие». Содержание этого
направления направлено на достижение целей формирования у детей интереса и
ценностного отношения к занятиям физической культурой, гармоничное физическое
развитие через решение следующих специфических задач:
– развитие физических качеств (скоростных,
силовых, гибкости, выносливости и координации); – накопление и обогащение
двигательного опыта детей (овладение основными движениями); – формирование у
воспитанников потребности в двигательной активности и физическом
совершенствовании.
Анализируя формы работы с родителями можно
условно сформулировать 4 основных направления работы с родителями в условиях
реализации ФГОС ДО: познавательное, информационно-аналитическое,
наглядно-информационное, досуговое.
Познавательное направление.
Цель: ознакомление родителей с возрастными и
психологическими особенностями детей дошкольного возраста.
Информационно-аналитическое направление.
Цель: выявление интересов,
потребностей, запросов родителей, уровня их педагогической грамотности.
Наглядно-информационное направление.
Цель: донести до родителей информацию в
доступной форме.
Досуговое направление:
Цель: установление теплых,
доверительных отношений, эмоционального контакта между педагогами и родителями,
между родителями и детьми.
Работа по направлению «Физическое развитие»
включает в себя - знакомство родителей с эффективными средствами закаливания,
профилактика заболеваний, безопасное поведение детей в различное время года.
Работа по данному направлению ведется через оформление стендов, индивидуальных
консультаций, организацию семейных спортивных состязаний и праздников,
знакомство родителей с лучшими достижениями в физкультуре других семей,
организация совместных соревнованиях, привлечение к участию и помощь в
проведении олимпиад внутри сада, а так же городских. Информирование родителей о
создании безопасных условий дома через консультации, оформление стендов,
стенгазет, плакатов, буклетов.
Дошкольная организация и семья - две основные
социальные структуры, определяющие уровень здоровья ребёнка. Их воспитательные
функции различны, но для всестороннего развития детей необходима их
согласованная работа.
Цель нашей работы: признание приоритета
семейного воспитания поиск и внедрение новых форм и отношений семьи и
дошкольного учреждения — сотрудничества и взаимодействия. Преследуемые задачи:
Ø
Снижение уровня заболеваемости
Ø
Повышение уровня удовлетворенности родителей воспитанников;
Ø
Пуляризация физкультурно - оздоровительной работы в ДОУ и семье.
Сотрудничество - это общение «на
равных», где никому не принадлежит привилегия указывать, контролировать,
оценивать. Взаимодействие представляет собой способ организации совместной
деятельности, которая осуществляется на основании социальной перцепции и с
помощью общения. В «Словаре русского языка» С. Ожегова значение слова
«взаимодействие» объясняется так:
·
взаимная связь двух явлений;
·
взаимная поддержка.
Главный момент в контексте «семья
- дошкольное учреждение» - личное взаимодействие педагога и родителей по поводу
трудностей и радостей, успехов и неудач, сомнений и размышлений в процессе
воспитания конкретного ребенка в данной семье. Неоценима помощь друг другу в
понимании ребенка, в решении его индивидуальных проблем здоровья, в оптимизации
его физического развития.
Для того чтобы правильно спланировать работу с
родителями, нужно хорошо знать родителей своих воспитанников. Поэтому работа с
родителями в нашей группе носит дифференцированный подход, где при планировании
работы учитываются запросы, социальный статус, микроклимат семьи,
заинтересованность деятельностью образовательного учреждения.
Информационно-аналитическая работа с родителями направлена на выявление
интересов, потребностей, запросов родителей, уровня их педагогической
грамотности, установление контакта между педагогами, родителями и детьми.
Анкетирование, беседы, а также анализ присутствия родителей на мероприятиях,
проводимых в детском саду (посещение родительских собраний, консультаций, «Дня
открытых дверей»; присутствие на детских праздниках, тематических занятиях;
участие в конкурсах, выставках; помощь родителей), помогают выстраивать работу
с родителями, делать ее более эффективной, подбирать интересные формы
взаимодействия детского сада и семьи. Ежегодную работу с родителями я начинаю с
проведения родительского собрания. На собраниях знакомлю родителей с
возрастными особенностями, уровнем физической подготовленности, планируемыми
результатами освоения программы.
Благодаря информационно-аналитической работе в
группе определились следующие категории родителей:
·
Родители, которые с удовольствием участвуют в жизни группы;
·
Родители, которые принимают участие, когда у них есть заинтересованность;
·
Родители, которые наблюдают за всем со стороны.
Проведение предварительного анкетирования
помогает получить объективную картину значимости физической культуры и спорта в
семье; занимаются ли родители спортом, интересуются ли они спортивными
достижениями ребёнка, а также стремятся ли они к привлечению детей к физической
культуре.
Для повышения результативности своей работы
совместно с инструктором по физической культуре применяем в своей практике
информационно-компьютерные технологии. Чаще обмен информацией между нами и
родителями идет через интернетпочту, блог, сообщества. Особенности электронной
почты позволяют пользователям обмениваться сообщениями, документами без
применения бумажных носителей, позволяет передавать звуковые сообщения,
изображения и т. д., быстро осуществлять связь в системе «педагог – родитель»,
«родитель-родитель». При помощи электронной почты консультируем родителей,
отвечаем на вопросы, даем рекомендации, рассылаем приглашения на родительские
собрания, консультации. Возможность общаться через электронную почту актуальна
и в том случае, если ребенок часто болеет, редко посещает образовательное
учреждение.
Сайт – это определенное место в сети Интернет,
где можно расположить любую информацию, сделав ее доступной из любой точки
мира. Используя данные возможности Интернета в повышении эффективности процесса
сотрудничества с родителями, на сайте нашего учреждения на страничке
физинструктора и в разделе «безопасность» расположена масса различных консультаций,
фотоотчет о проведенных мероприятиях, презентации. Родители получают ответы на
вопросы, оставляют отзывы, комментарии.
В нашей группе первый год работает закрытый
родительский клуб «В контакте» - «Здоровячок». Клуб создан с целью формирование
основ здорового образа жизни средствами физической культуры через гармонизацию
детско-родительских отношений. Главная цель деятельности родительского клуба
«Здоровячок» - создание позитивного микросоциума, в котором каждый его участник
может творчески проявить себя в совместной деятельности. Задачами клуба
являются:
·
формировать у родителей и детей знания о здоровье и здоровом образе жизни,
воспитывать бережное и заботливое отношение к своему здоровью и здоровью
окружающих;
·
воспитывать у детей осознанное отношение к двигательной активности, интереса и
потребности к физическому самосовершенствованию.
Мероприятия планируются в соответствии с
выявленными запросами родителей и основываясь на закономерностях развития детей
данного дошкольного возраста. Родительский клуб помогает реализовать важные
направления в нашей работе: просветительское, информационное и практическое.
Которые направленны на формирование практических навыков по формированию
здорового образа жизни детей. В этом плане интересно прошли заседания «Здоровая
семья – здоровый ребенок», «О здоровье всерьез». На этих мероприятиях родители
в непринужденной форме деловой игры, тренингов, упражнений получили много
практических навыков оздоровления детей.
Проведенный мониторинг среди
родителей, посещающих клуб «Здоровячок» в прошлом году, показал, что заметно
повысилась их заинтересованность в вопросах физического развития и формирования
здорового образа жизни у детей. По словам родителей, полученные навыки делают
их отдых с детьми более активным и разнообразным. С целью ознакомления их со
здоровьесберегающими технологиями в конце каждого занятия предлагаются буклеты,
которые содержат описание и схематичное изображение упражнений, и различные
советы по организации занятий по физической культуре в домашних условиях.
Популярностью среди родителей пользуется
аудиотека с оздоровительной информацией под музыку:
- дыхательная гимнастика;
- пальчиковые игры; - музыка на расслабление;
- утренняя гимнастика под музыку, т.д.
На дисках имеется разнообразные
игры и упражнения, сопровождающиеся речью и музыкой. Материал подбирается с
учетом изученного, как закрепление. Родители могут взять диск и послушать его
вместе с ребенком в домашних условиях.
Особенность нашей группы - это оздоровительная
направленность дети часто болеют и пропускают детский сад. И мы совместно с
инструктором по физической культуре решили предложить сегодня тем родителям,
которые не смогли посетить детский сад, на диске или флеш накопителях записи
утренней гимнастики и занятий, видеоролики о применяемых здоровьесберегающих
технологиях. Данная форма не сразу вызвала интерес у родителей, но постепенно
нам удалось привлечь родителей к занятиям физкультурой дома часто болеющих
детей. К просмотру видео с участием детей сегодня используют и другие родители
в выходные дни. В дальнейшем планируем создать видеотеку для родителей для
использования в домашних условиях.
Создание мини - библиотеки
специальной литературы по проблемам физического воспитания и укрепления
здоровья и мини уголок, в котором помещены комплексы утренней гимнастики и
физкультурного занятия, вызвало интерес у родителей. Информирую родителей о
том, какие основные движения разучивали дети, подвижные игры, оздоровительные
упражнения, пальчиковые гимнастики, упражнения для глаз и ног, дыхательные
упражнения. Даю рекомендации по применению данных упражнений с детьми в
домашних условиях, например при просмотре телепередачи более 20 мин., уместно
сделать гимнастику для глаз. На основе художественных произведений
(Э.Машковская «Зоопарк», В.В.Маяковского «Что такое хорошо и что такое плохо?»,
К.И Чуковский «Айболит», «Мойдодыр») представляется возможным показать детям
сущность ценностного отношения к здоровому образу жизни. Обзор методических
новинок способствует повышению педагогической компетентности педагогов и
родителей. С помощью художественной литературы дети в доступной форме
приобретают знания о значении для здоровья физкультуры и спорта, закаливания,
питания, режима дня.
Организация выставок совместных работ детей и
родителей, рисунков, стенгазет, а так же фотовыставок, которые отражают
совместные физкультурные досуги семьи, фоторепортажи - фотосессии детей,
выполняющих различные физические упражнения, фотовыставки по итогам спортивных
праздников проводимых в детском саду помогли привлечь родителей к проблеме
формирования ЗОЖ. На первом этапе я провела с детьми беседу о спортивных
увлечениях в семье и предложила родителям и детям составить альбомы «Наша
спортивная семья». Родители отобрали фотографии, на которых дети с родителями занимаются
спортом или делают зарядку, и составили по ним небольшой рассказ. Оформленные
альбомы выставлены на обозрение в физкультурном уголке группы. Данные формы
работы способствует повышению интереса детей к физической культуре, выполнению
физических упражнения, зарядки по утрам. А так же, дети знакомятся со
спортивными увлечениями своих родственников.
Беседа – наиболее доступная и эффективная
форма установления связи по ФК с семьей, во время которых можно обменяться
мнениями или оказать родителям своевременную помощь. Используя индивидуальные
беседы и консультации, приобщаю родителей, к изготовлению нетрадиционного
спортивного инвентаря для использования в детском саду и домашних условиях.
Родители знакомятся с разными атрибутами для физического развития детей. Особое
внимание уделяется изготовлению пособий своими руками, это вызывает у детей
бережное отношение к ним и желание использовать их как можно чаще. Выполнение
упражнений с использованием нетрадиционного инвентаря побуждает детей к
проявлению самостоятельности, творчества, инициативы, активности. Не остаются
без внимания и культурно-массовые мероприятия, совместные физкультурные занятия
в которых некоторые семьи принимают активное участие.
Совместные физкультурные занятия способствуют
гармонизации отношений родителей и детей, сближают их, позволяют ощутить
радость от совместной двигательной деятельности и установить
эмоционально-тактильный контакт. Гармонизация отношений между детьми и
родителями на занятиях в Родительских клубах достигается посредством
установления эмоционального контакта взрослого с ребенком, выполнения
физических упражнений в паре, общения с помощью слов, жестов и мимики. Также на
занятиях используются следующие средства: гимнастика вдвоем; подвижные игры и
игровые упражнения; музыкально - ритмические упражнения, релаксационные
упражнения.
Совместные физкультурные занятия, тесное
сотрудничество инструктора по физической культуре и специалистов детского сада
позволяют повысить эффективность взаимодействия педагогов с семьей в плане
педагогического просвещения родителей, пропаганды здорового образа жизни,
оказания психологической поддержки и помощи детям и взрослым. Родители с
удовольствием посещают такие занятия, проявляют желание заниматься физкультурой
вместе с ребенком. Ценность таких занятий заключается в том, что, являясь
личным тренером, помощником, партнером для собственного ребенка взрослый
помогает ему освоить физические упражнения. Родители сосредоточены полностью на
своих детях, и это дает возможность гармонизации детско-родительских отношений.
В этом году нам удалось привлечь
родителей к посещению дополнительной образовательной услуге «Здоровый ребенок».
Занятия с детьми ведет дипломированнспециалист. Специально подобранные
физические упражнения являются основным и действенным средством профилактики
плоскостопия и нарушений осанки и предупреждают нарушения опорно-двигательного
аппарата: плоскостопия, сутулости, асимметрии плеч, лопаток и сколиозов.
У детей дошкольного возраста
дефекты осанки выражены обычно не резко и не являются постоянными. Занятия в
кружке «Здоровый ребенок» дадут возможность получать оздоровительный эффект и
показаны всем детям, как здоровым, так и имеющим в данный момент постоянные или
временные отклонения в состоянии опорнодвигательного аппарата и здоровья в
целом.
Физическое воспитание – это не
только занятие физкультурой, а целая система организации двигательной
деятельности детей дома и в детском саду. Отношения педагога ОУ с семьей
основаны на сотрудничестве и взаимодействии с открытостью детского сада.
В результате информация и практический опыт,
полученный родителями, помогли: ·
повысить эффективность работы по оздоровлению детей;
·
получить необходимые знания о физическом развитии ребенка;
·
сформировать потребность в здоровом образе жизни в своей семье;
·
снизить «дефицит» положительных эмоций у детей, создать атмосферу праздника при
совместной спортивной деятельности.
Таким образом, мы можем говорить, что
выбранные формы и методы работы с родителями и выбор направлений работы с
детьми, родителями способствовали повышению педагогической культуры и степени
заинтересованности взрослых в вопросах развития и оздоровления детей, тем самым
подтверждая правильность выбранной и выстроенной системы работы с родителями.
Организация взаимодействия с семьей – работа трудная, не имеющая готовых
технологий и рецептов. Её успех определяется интуицией, инициативой и терпением
педагога, его умением стать профессиональным помощником в семье.
Список
литературы:
1. Антонова Т. В., Волкова Е. М., Мишина Н. С.
Проблемы и поиск современных форм сотрудничества педагогов детского сада с
семьей ребенка // Дошкольное воспитание, 1998, № 6.
2. Арнаутова, Е.П., Планируем работу ДОУ с
семьей //Управление дошкольным образовательным учреждением. - , 2012. №4 - с
33-38
3. Зверева О.Л., Кротова Т.В.Общение педагога
с родителями в ДОУ: Методический аспект.- М.: ТЦ Сфера, 2010. – 80с.
4. Зверева О.Л. Родительские собрания в ДОУ:
Методическое пособие/О.Л.Зверева, Т.В.Кротова. – 4-е изд. – М.: Айрис-пресс,
2009. – 128
5. Интернет- сайт «Internet –
Technologies» Статья «Сайтостроение от А до Я»
6. Ильин В.Е. Безопасность при работе в сети
Интернет: безопасный поиск и программы родительского контроля .
7. Ловыгина Ю.И. Дистанционное обучение:
программно-технические средства.
8. Свирская Л. В. Работа с семьёй:
необязательные инструкции: Методическое пособие для работников дошкольных
образовательных учреждений / Л.В. Свирская - М.: ЛИНКА-ПРЕСС, 2011. - 176 с.
9. Семейное воспитание: Краткий словарь /
Сост.: И. В. Гребенников, Л. В. Ковинько. - М., 2011. - 319с.
10. Солодянкина О. В. Сотрудничество дошкольного учреждения с семьёй: Практическое пособие / О.В. Солодянкина - М.: АРКТИ, 2011. - 80 с.