24.11.2020
Здравствуй, детский
сад!
Родители отдают ребенка
в детский сад по разным мотивам. Кто-то вынужден выйти на работу: ребёнка
оставить не с кем, а воспользоваться помощью няни или бабушки по каким-то
причинам невозможно. Кому-то тяжело справляться с двумя маленькими детьми
одновременно, поэтому старшего из них отправляют в детский сад. А кто-то отдаёт
ребёнка в группу, чтобы он социализировался перед школой.
Выбрать садик по своему
вкусу не всегда реально. Бывает, родители настолько рады получить наконец
путёвку в дошкольное учреждение, что не задумываются о возможных проблемах,
львиная доля которых связана с личностью воспитателя. Именно с этим человеком
малыш будет проводить целый день. В итоге одни родители не могут смириться с
тем, что в жизни ребёнка появился новый авторитетный взрослый – совершенно
посторонний для их семьи. Другие недовольны самим педагогом, при этом далеко не
все претензии являются разумными. Как бы то ни было, исход у этих вариантов
один – конфликт с воспитателем. В интересах обеих сторон – умение грамотно
решать разногласия.
Родителям: воспитатели
тоже люди
Родители порой забывают,
что воспитатель тоже человек и ничто человеческое ему не чуждо. Он может
испытывать – порой даже без видимых причин – симпатию к одним детям и их
родителям и антипатию к другим. Он так же, как и все мы, может ошибаться, не
успевать что-то сделать и о чём-то не знать. Если вы учтёте это при общении с
воспитателем, то наверняка перестанете ставить каждое лыко в строку, да и сам
диалог построить окажется проще.
В противостоянии «родитель – воспитатель» последний обычно является
притесняемой стороной, которая виновата во всех проблемах. Давайте попробуем
сместить вектор, и вы увидите, что и воспитателям есть что предъявить своим
оппонентам. Как минимум это:
·
не оплаченные вовремя квитанции;
·
неуважительное отношение к педагогам: некоторые родители запросто могут
отчитать воспитателя в присутствии детей;
·
нарушение режима: родители приводят ребёнка утром, когда завтрак давно
закончился, либо слишком поздно забирают вечером;
·
ребята попадают в группу абсолютно не готовыми к садику, без элементарных
навыков самообслуживания;
·
отсутствие должного воспитания у детей: они либо чрезмерно избалованы, либо
абсолютно лишены родительского внимания и заботы.
Если суть всех претензий воспитателей к родителям сформулировать в одном
предложении, то получится примерно так: «Каждый приводит ребёнка в группу и
думает, что его ребёнок особенный. А у меня таких «особенных» 25 человек!»
Итак:
·
не считайте своего малыша самым-самым, достойным исключительного отношения.
Спокойно воспринимайте замечания в его адрес;
·
не жалуйтесь, что педагог «не любит» вашего ребёнка: он и не должен его
любить как родного, это прерогатива родителей. Задача воспитателя – правильно
воспитывать детей;
·
не придирайтесь по каждому поводу: если ребёнок вышел на прогулку в чужих
ботинках или испачкал футболку, а педагог вовремя не переодел малыша – это не
повод для скандала. Старайтесь такие ситуации воспринимать с юмором;
·
не стесняйтесь рассказать воспитателю о своём ребёнке как можно больше:
особенности характера, на что у него аллергия, проблемы со здоровьем, что любит
и не любит (из еды, игрушек), от чего быстрее засыпает т.д. Сообщите о том, что
малыш делать пока не умеет (завязывать шнурки, застёгивать пуговицы, самостоятельно
есть). Поделитесь, что вас беспокоит в характере ребёнка: он агрессивен или
слишком застенчив. Воспитатель заранее будет знать, на что обратить внимание
при работе с ребёнком. Это избавит чадо от многих проблем, а педагогу будет
легче найти с ним общий язык;
·
не пытайтесь навязывать свою точку зрения педагогу и учить его, как
правильно воспитывать детей. Во-первых, это профессионал. Он имеет специальное
образование, опыт в работе с детьми. Во-вторых, он знает каждого ребёнка в
группе, а также его родителей, и лучше понимает, как поступить в той или иной
ситуации. К тому же вы несёте ответственность только за одного ребёнка, а
воспитатель отвечает за всю группу. Если вам что-то не нравится, обсудите это
спокойно. Если же разногласия носят принципиальный характер (скажем, педагог
бьёт, унижает или запугивает детей), лучше всего перевести ребёнка в другую
группу или – если заведующая не видит в таком поведении воспитателя ничего
страшного – в другой сад.
Воспитателям:
разговаривайте с родителями
Когда мама или папа
впервые приводят малыша в детский сад, они волнуются едва ли не больше ребёнка
и невольно совершают ошибки. Воспитатель в силу опыта может нивелировать
промахи родителей, предупредить конфликты. Скажем, если он чувствует, что
взрослые дали не полную информацию о своём ребёнке, всегда может задать
правильный вопрос, объяснить важность доверительного общения. Педагог
доминирует в тандеме «воспитатель – родитель» и отвечает за то, чтобы
недопонимания было как можно меньше.
Чаще всего родители
жалуются, что воспитатели:
·
гуляют с детьми слишком мало (в хорошую погоду держат их в группе) или,
напротив, слишком много (вывели на прогулку под дождём);
·
не проветривают помещение или проветривают слишком часто;
·
не следят, чтобы ребёнок всё съел или, наоборот, кормят насильно;
·
не смотрят за детьми, допускают детские потасовки: в группе часто бывают
синяки, царапины. Виновных не наказывают совсем или наказывают слишком строго.
Требования родителей
противоречивы, и это естественно: в каждой семье свои нормы воспитания и
правила поведения. В группе собираются дети из 20-25, а то и 30 семей. Как
воспитателю под всех подстроиться? Никак, и стремиться к этому не нужно.
Педагог должен просто выполнять свою работу в соответствии с требованиями и
нормативами, принятыми в детском саду. Мамам-папам и бабушкам-дедушкам следует
это понимать. О специфике работы дошкольного учреждения их следует
проинформировать на первом же собрании.
Постарайтесь при
знакомстве с родителями и дальнейшем общении как можно больше выяснить о каждом
ребёнке и его семье. Это поможет вам быстро найти подход ко всем детям в
группе. В какой атмосфере воспитывается малыш, каких принципов придерживаются
родители – всё это важно. Если ребёнок привык к физическим наказаниям, вряд ли
он будет немедленно реагировать на словесные увещевания педагога. Значит
проблемы с дисциплиной – хотя бы на первых порах – неизбежны, и нужно быть к
этому готовым заранее.
Выстраиваем диалог:
правила для родителей…
Эти приемы помогут
выстроить грамотный диалог, разобраться с конфликтной ситуацией и свести
негативные последствия к минимуму:
- уважайте
педагога: недопустимо для родителей критиковать воспитателя в
присутствии детей;
- общайтесь с
педагогом напрямую: не нужно обсуждать его поведение с другими
родителями или, не обговорив ситуацию с воспитателем, сразу бежать к
заведующей;
- разговаривайте
с глазу на глаз: ваш диалог не должны слышать сотрудники детского сада,
другие родители и тем более дети;
- не начинайте
разговор «с места в карьер», с обвинений и резкостей в адрес педагога.
Если вы возмущены или расстроены тем, что случилось с малышом, сначала
успокойтесь сами и лишь затем начинайте беседу. Привести себя в норму поможет
глубокий вдох-выдох, медленный счёт до десяти и т.д.;
- выслушайте
воспитателя. Ребёнок, рассказывая о том, как его обидели в детском
саду, в силу возраста не может оценить ситуацию объективно. Кроме того, учтите,
что маленькие дети любят фантазировать и вполне могут что-то приукрасить –
иногда даже весьма значительно. Прежде чем нападать на воспитателя, дайте ему
возможность рассказать о случившемся с позиции взрослого человека;
- аккуратно
подбирайте слова. Не нужно употреблять выражения «ваша работа», «мой
ребёнок». Говорите «мы», а ребёнка называйте по имени: «Что мы можем сделать,
чтобы… (решить проблему, помочь Серёже и т.д.)».
… и для
воспитателей
Несколько полезных
правил есть и для педагогов:
- уважайте
родителей в группе. Никогда не отзывайтесь уничижительно о семье ребёнка,
тем более в его присутствии. Даже если эти родители «одного-то нормально
воспитать не могут», помните: в каждой семье – свои принципы и правила
воспитания. Конечно, если ребёнок приходит из дома в синяках и ссадинах, нужно
разобраться в ситуации. В остальных же случаях не лезьте в чужой монастырь со
своим уставом;
- не заводите
серьёзный разговор «на бегу». Утром, как правило, мама торопится на
работу и ей не до долгой беседы. Лучше назначить встречу вечером и в такое
время, когда вам никто не будет мешать;
- определитесь
с целью беседы, если инициатива исходит от вас. Если хотите отчитать
родителей за плохое воспитание их чада или мечтаете, чтобы ребёнок получил дома
хорошую взбучку за свои проделки – откажитесь от разговора. Если ваша цель –
помочь малышу справиться с негативными моментами в поведении или характере,
смело приглашайте родителей для беседы;
- дайте
родителям возможность высказаться, не перебивая их. Советы по
воспитанию хороши, только если родитель сам просит о них. Не дайте диалогу превратиться
в ваш монолог;
- избегайте
вербального противопоставления себя и родителей: вместо слов «ваш
сын» или «ваша дочь» лучше использовать имя ребёнка. Говорите «мы», «вместе»;
- отмечайте в
ребёнке что-то позитивное как можно чаще, желательно при каждой
встрече с его родителями – это поможет наладить контакт между вами.
Вместе – сила!
Главное, что нужно
помнить родителям: детский сад – это не нечто ужасное. Это всего лишь один из
этапов взросления ребёнка, его социализации – точно такой же, как школа,
колледж или институт. Относитесь к поступлению в садик максимально спокойно –
именно этот настрой передастся малышу, и вся его «садовская» жизнь пройдёт
легко и безмятежно.
Если воспитатель сумел
создать доверительные отношения с родителями, то может быть уверен, что в любой
– даже самой сложной – ситуации не произойдёт конфликта. Взрослые найдут выход
с помощью диалога, полного взаимного уважения, а не унизительных оскорблений.
По-настоящему успешный и полезный для ребёнка вариант – не противостояние, а
грамотное сотрудничество родителей и воспитателей.
Больше интересных статей
Вы сможете найти на нашем сайте.
Просмотров всего: , сегодня:
Дата создания: 08.12.2020
Дата обновления: 08.12.2020
Дата публикации: 24.11.2020