13.10.2020
Общие требования к предметно-развивающей среде по ФГОС в ДОУ
Развивающая среда - пространство, включающее оборудование, приспособления, материалы, инвентарь, благодаря которым удается реализовать образовательный потенциал дошкольного учреждения в целом и отдельной возрастной группы, в частности. Все эти материальные объекты способны оказать положительное влияние на физическое и умственное развитие детей, а также стимулировать творческий потенциал. При этом комплектация учреждения производится с учетом возможности совместной деятельности определенного количества воспитанников и педагогов.
Основные задачи предметно-развивающей среды следующие:
Реализация существующих учебных программ, применяемых в дошкольных общеобразовательных учреждениях.
Обеспечение условий для инклюзивного образовательного процесса.
Учет различных факторов, влияющих на реализацию учебных программ, например, национальная принадлежность, культурные ценности и т. д.
Характеристики предметно-развивающей среды, определяемые ФГОС
Предметный мир для ребенка – это не только игра, но и сфера реализации различных видов деятельности. Чтобы выполнять свои основные задачи, предметно-развивающая среда должна отвечать ряду характеристик.
Доступность
Крайне важен свободный доступ воспитанников, включая ребят с ограниченными возможностями здоровья и воспитанников-инвалидов к играм, игрушкам, материалам, пособиям, обеспечивающих все основные виды деятельности. Все материалы рекомендуется размещать на открытых полках, учитывая возраст и физические возможности детей в группе.
Насыщенность
Окружающее пространство должно быть построено с учетом возрастных возможностей детей и соблюдения принципов образовательной программы. Для этого помещение группы оснащают различными средствами обучения и соответствующими материалами. Сюда входят игровые предметы, спортивный и оздоровительный инвентарь, расходное оборудование, методические материалы. Применение конкретных видов предметов зависит от специфики учебной программы.
В любом случае применяемое оборудование должно быть полезным для ребенка во всех сферах развития:
игра и познание;
исследовательская и экспериментаторская деятельность;
художественно-эстетическое;
физическая активность;
самовыражение и самореализация.
Трансформируемость и многофункциональность
Серьезная характеристика предметно-развивающей среды – это трансформируемость предметов. Очень удобно, когда есть возможность видоизменять пространство в зависимости от количества детей, а также смены деятельности.
Многофункциональность предметов позволяет:
Разнообразно применять различные элементы и предметы в помещении - мебель, мягкие модули, складные перегородки, маты и т. д.
Активно использовать незакрепленные предметы, например, природные материалы, в экспериментировании и исследовании.
Безопасность
Конечно же, ФГОС выдвигает ряд серьезных требования к безопасности предметов для развивающей среды в детском саду. Оборудование должно быть изготовлено из экологически чистых гипоаллергенных материалов. Предметы должны быть рассчитаны на повышенную активность детей, отличаться надежностью и долговечностью. Все поверхности проходят тщательную проверку на отсутствие сколов, трещин, зазубрин, способных нанести ребенку механическую травму.
Вариативность
Помещение в группе желательно разделить на разные сегменты, каждый из которых предназначен для определенного вида деятельности. У воспитанников всегда должны быть варианты для выбора: поиграть, почитать, заняться конструированием или просто уединиться и отдохнуть. То же касается и материалов оборудования. Прекрасно, когда в распоряжении детей есть предметы различной формы, цвета, структуры. Кроме того, полезно периодически менять игрушки и элементы интерьера. Новые предметы отлично стимулируют игровую и познавательную деятельность ребятишек.
Просмотров всего: , сегодня:
Дата создания: 07.12.2020
Дата обновления: 08.12.2020
Дата публикации: 13.10.2020