14.09.2020
Детский сад - новый
период в жизни ребенка. Для малыша это, прежде всего, первый опыт коллективного
общения.
Новую обстановку,
незнакомых людей не все дети принимают сразу и без проблем. Большинство из них
реагирует на детский сад плачем. Одни легко входят в группу, но плачут вечером
дома, капризничают и плачут перед входом в группу.
Адаптационные процессы
охватывают три стороны: ребенка, его родителей и педагогов. От того, насколько
каждый готов пережить адаптацию, зависит конечный результат - спокойный
ребенок, с удовольствием посещающий дошкольное образовательное учреждение.
Вопросы адаптации
ребенка к детскому саду поднимаются и решаются уже не один десяток лет. Но
актуальность их не ослабевает. Это связано со многими аспектами нашей жизни:
изменился детский сад, меняются дети и их родители. Проблемы адаптации к
детскому саду вращаются вокруг ребенка. Именно на него устремлены
обеспокоенность родителей и профессиональный взгляд педагогов.
Ребенок
Детям любого возраста
очень непросто начинать посещать сад. В их жизни все меняется кардинальным
образом. В привычный, сложившийся жизненный уклад ребенка в буквальном смысле
этого слова врываются следующие изменения:
·
четкий режим дня;
·
отсутствие родных рядом;
·
длительный контакт со
сверстниками;
·
необходимость слушаться
и подчиняться незнакомому взрослому;
·
резкое уменьшение
персонального внимания именно к нему;
·
особенности нового
пространственно-предметного окружения.
Адаптация ребенка к ДОУ
сопровождается различными негативными физиологическими и психологическими
изменениями. Адаптирующегося ребенка отличает:
·
преобладание
отрицательных эмоций, в том числе страха;
·
нежелание вступать в
контакт ни со сверстниками, ни со взрослыми;
·
утрата навыков
самообслуживания;
·
нарушение сна;
·
снижение аппетита;
·
регрессия речи;
·
изменения в двигательной
активности, которая либо падает до заторможенного состояния, либо возрастает до
уровня гиперактивности;
·
снижение иммунитета и
многочисленные заболевания (последствия стрессовой ситуации).
Родители
Родители отдают своего
ребенка в детский сад по разным причинам. Но даже если это решение не связано с
серьезными жизненными потребностями семьи (например, обязательный выход матери
на работу), оно поселяет чувство тревоги практически в каждом близком ребенку
человеке. Именно тревоги, а не безграничной радости и успокоенности. И чем
ближе день, когда малыш переступит порог детского сада, тем все чаще дают о
себе знать следующие проявления:
·
в памяти всплывают
эпизоды личного опыта посещения детского сада (причем в первую очередь, как
правило, отрицательные);
·
начинается «маркетинг в
песочнице» (разговоры с гуляющими мамами на детской площадке все время крутятся
вокруг вопросов: «А вы ходите в детский сад? И как там?»);
·
обостряется внимание к
привычкам и навыкам ребенка, причем не только к культурно-гигиеническим (умение
пользоваться туалетом, мыть руки и лицо, есть и пить, раздеваться и одеваться и
пр.), но и к поведенческим (как общается с другими детьми, как слушает и
выполняет просьбы взрослых и пр.);
·
в общении с ребенком и
друг с другом появляются слова «детский сад» и «воспитатель» (Вот пойдешь в
детский сад... Что скажет воспитатель, если увидит такое...).
И вот малыш в детском
саду. Начинается непростой период адаптации к новым условиям жизни.
Адаптирующегося родителя отличает:
·
повышенная тревожность;
·
обостренное чувство
жалости к ребенку и к себе;
·
преобладание интереса ко
всему, что связано с обеспечением жизнедеятельности ребенка (еда, сон, туалет);
·
повышенное внимание к
педагогам (от усиленного контроля до заискивания);
·
многословность (задает
много вопросов, интересуется подробностями и деталями из прожитого ребенком
дня).
Сколько это будет
длиться? Или когда наступит конец адаптации?
Выделяют три степени
адаптации:
·
Легкую (15-30 дней);
·
Среднюю (30-60 дней);
·
Тяжелую (от 2 до 6
месяцев).
По статистике,
большинство детей, поступивших в ДОУ, переживают среднюю или тяжелую адаптацию.
Концом периода адаптации
принято считать момент, когда на смену отрицательным эмоциям приходят
положительные и восстанавливаются регрессирующие функции. Это означает, что:
·
при утреннем расставании
ребенок не плачет и с желанием идет в группу;
·
ребенок все охотнее
взаимодействует с воспитателем в группе, откликается на его просьбы, следует
режимным моментам;
·
малыш ориентируется в
пространстве группы, у него появляются любимые игрушки;
·
ребенок вспоминает
забытые навыки самообслуживания; более того, у него появляются новые
достижения, которым он научился в саду;
·
восстановилась речь и
нормальная (характерная для конкретного ребенка) двигательная активность дома,
а затем и в детском саду;
·
нормализуется сон как в
детском саду, так и дома;
·
восстанавливается
аппетит.
Адаптация - это
приспособление организма к изменившимся условиям жизни, к новой обстановке. А
для ребенка детский сад, несомненно, является новым, неизведанным
пространством, где он встречает много незнакомых людей и ему приходится
приспосабливаться.
Как протекает адаптационный период?
Для начала нужно отметить,
что каждый ребенок индивидуально проживает этот нелегкий период. Одни
привыкают быстро – за 2 недели, другие дети дольше – 2 месяца, некоторые не
могут привыкнуть в течение года.
На то, как будет
протекать процесс адаптации влияют следующие факторы:
·
Возраст;
·
Уровень развития навыков
самообслуживания;
·
Умение общаться со
взрослыми и сверстниками;
·
Сформированность
предметной и игровой деятельности;
·
Приближенность домашнего
режима к режиму детского сада;
С какими трудностями
приходится сталкиваться малышу?
Во-первых, надо помнить,
что до 2-3 лет ребенок не испытывает потребности общения со сверстниками, она
пока не сформировалась. В этом возрасте взрослый выступает для ребенка как
партнер по игре, образец для подражания и удовлетворяет потребность ребенка в доброжелательном
внимании и сотрудничестве. Сверстники этого дать не могут, поскольку сами
нуждаются в том же.
Во-вторых, дети 2-3 лет
испытывают страхи перед незнакомыми людьми и новыми ситуациями общения, что как
раз и проявляется в полной мере в яслях. Эти страхи - одна из причин
затрудненной адаптации ребенка к яслям. Нередко боязнь новых людей и ситуаций в
яслях приводит тому, что ребенок становится более возбудимым, ранимым,
обидчивым, плаксивым, он чаще болеет, т. к. стресс истощает защитные силы организма.
В-третьих, дети раннего
возраста эмоционально привязаны к матерям. Мама для них – безопасный проводник
на пути познания мира. Поэтому нормальный ребенок не может быстро
адаптироваться к яслям, поскольку сильно привязан к матери, и ее исчезновение вызывает
бурный протест ребенка, особенно если он впечатлительный и эмоционально
чувствительный.
В-четвертых, дома к
ребенку не предъявляют требований к самостоятельности: мама может и с ложечки
покормить, оденет и игрушки уберет на место. Придя в детский сад, ребенок
сталкивается с необходимостью делать некоторые вещи самостоятельно: одеваться,
есть ложкой, проситься и ходить на горшок и т.д. Если у ребенка не развиты
культурно-гигиенические навыки, то привыкание идет болезненно, поскольку его
потребность в постоянной опеке взрослого не будет удовлетворена полностью.
И последнее, дольше
привыкают дети, у которых сохранились вредные привычки: сосать соску, ходить с
подгузниками, пить из бутылки. Если избавиться от вредных привычек до начала
посещения детского сада, то адаптация ребенка пройдет более гладко.
Существуют определенные причины, которые вызывают слезы у ребенка:
·
Тревога, связанная со
сменой обстановки. Из привычной, спокойной домашней атмосферы, где мама рядом и
в любой момент может прийти на помощь, он перемещается в незнакомое
пространство, встречает пусть и доброжелательных, но чужих людей
·
Режим. Ребенку
бывает сложно принять нормы и правила жизни группы. В детском саду приучают к
определенной дисциплине, а в домашних условиях она не была так важна.
·
Психологическая
неготовность ребенка к детскому саду. Эта проблема наиболее трудная и может
быть связана с индивидуальными особенностями развития. Чаще всего это
происходит, когда ребенку не хватает эмоционального общения с мамой.
Отсутствие навыков самообслуживания.
Это сильно осложняет пребывание ребенка в детском саду.
К моменту поступления в
детский сад ребенок должен уметь:
·
самостоятельно садиться
на стул;
·
самостоятельно пить из
чашки;
·
пользоваться ложкой;
·
активно участвовать в
одевании, умывании.
Избыток впечатлений. В
ДОУ малыш испытывает много новых позитивных и негативных переживаний, он может
переутомляться и вследствие этого - нервничать, плакать, капризничать.
·
Нельзя наказывать или
сердиться на малыша за то, что он плачет при расставании или дома при
упоминании необходимости идти в сад! Помните, он имеет право на такую реакцию.
Строгое напоминание о том, что «он обещал не плакать», тоже абсолютно
неэффективно. Дети этого возраста пока не умеют держать слово. Лучше еще раз
напомните, что вы обязательно придете.
·
Нельзя пугать детским
садом («Вот будешь себя плохо вести, опять в детский сад пойдешь!»). Место,
которым пугают, никогда не станет ни любимым, ни безопасным.
·
Нельзя плохо отзываться
о воспитателях и саде при ребенке. Это может навести малыша на мысль, что сад -
нехорошее место и там его окружают плохие люди. Тогда тревога не пройдет
вообще.
·
Нельзя обманывать
ребенка, говоря, что вы придете очень скоро, если малышу, например, предстоит
оставаться в садике полдня или даже полный день. Пусть лучше он знает, что мама
придет нескоро, чем будет ждать ее целый день и может потерять доверие к самому
близкому человеку.
Способы уменьшить стресс ребенка
·
Необходимо заранее
создавать дома для ребенка режим дня (сон, игры, прием пищи), соответствующий режиму
ДОУ.
·
В первые дни не следует
оставлять малыша в детском саду больше 2-х часов. Время пребывания нужно
увеличивать постепенно. По прошествии 2-3 недель, учитывая желание малыша,
можно оставлять на целый день.
·
Каждый день необходимо
спрашивать у ребенка о том, как прошел день, какие он получил впечатления.
обязательно нужно акцентировать внимание на положительных моментах, так как
именно родители такими короткими замечаниями способны сформировать позитивное
отношение к ДОУ.
·
Желательно укладывать
ребенка спать пораньше, побыть с ним подольше перед сном, поговорить о садике.
Можно с вечера условиться, какие игрушки он возьмет с собой в садик, вместе
решить, какую одежду он наденет утром.
·
В выходные дни
придерживаться режима дня, принятого в ДОУ, повторять все виды деятельности.
·
Желательно дать ребенку
пару дней отдыха, если он категорически отказывается идти в детский сад. Все
это время надо рассказывать о садике, о том, как много интересного его ждет
там.
Отдавая ребенка в ДОУ,
родители могут столкнуться с трудностями:
·
в первую очередь, это
неготовность родителей к негативной реакции ребенка на ДОУ. Родители бывают
напуганы плаксивостью ребенка, растеряны, ведь дома он охотно соглашается идти
в детский сад. Плаксивость – нормальное состояние дошкольника в период
адаптации. При терпеливом отношении взрослых она может пройти сама собой.
·
частой ошибкой родителей
является обвинение и наказание ребенка за слезы. Это не выход из ситуации.
·
ребенок может привыкать
к садику 2-3 месяца.
·
сами родители должны
психологически быть готовы к посещению ребенком ДОУ. Спокойно относится к
шишкам и синякам.
Рекомендуется:
·
как можно больше времени
проводить с ребенком в этот период его жизни. Этим мама показывает, что нечего
бояться, потому что она все так же рядом.
·
когда ребенок начинает
весело говорить о садике, пересказывать события случившиеся за день - верный
знак того, что он освоился.
Сколько по времени будет
продолжаться адаптационный период, сказать трудно, потому что все дети проходят
его по-разному. Но привыкание к ДОУ – это также и тест для родителей,
показатель того, насколько они готовы поддержать ребенка, помогать ему
преодолевать трудности.
Как помочь ребенку снять эмоциональное и мышечное напряжение?
В период адаптации к
детскому саду ребенок испытывает сильный стресс. И чем интенсивнее напряжение
переживает ребенок, тем дольше длится период адаптации. Организм ребенка еще не
способен справляться с сильными потрясениями, поэтому ему необходимо помочь снять
напряжение, накопившееся за время пребывания в детском саду.
Почти всем детям хорошо
помогают справиться с дневным напряжением — игры на воде: наберите в ванну
немного теплой воды, включите теплый высокий душ. Вся накипь дня — усталость,
раздражение, напряжение – уйдет, «стечет» с малыша. Игры в воде подчиняются
одному общему правилу – они должны быть нешумными, спокойными.
Можно пускать мыльные
пузыри, играть с губками (смотреть, как они впитывают и отдают воду, устроить
ребенку «дождик» из губки, превратить их в кораблики или дельфинов), строить из
мягкой мозаики красочные картины, просто дать две-три баночки, — и пусть
переливает водичку туда-сюда. Вид и звук льющейся воды действует
умиротворяющее, — через 15-20 минут ребенок будет спокоен.
Постарайтесь, чтобы
малыш как можно больше времени находился на свежем воздухе (если позволяет
время). Гуляя вместе с ним, вы получите идеальную возможность поговорить с
сыном или дочкой, обсудить события дня. Если произошло что-то неприятное или
тревожащее малыша, надо обсудить с ним это сразу, не допуская, чтобы это давило
на него целый вечер.
Попробуйте исключить
телевизор из вечерних развлечений малыша. Мерцание экрана только усилит
раздражение и нагрузку на уставший мозг. Исключение можно сделать для передачи
«Спокойной ночи, малыши!» или для любимого тихого мультфильма, — эти передачи
идут в одно и тоже время и могут стать частью «ритуала» отхода ко сну. Перед
сном можно сделать малышу расслабляющий массаж, прослушать вместе тихую
мелодичную музыку, кассету с записями шума моря или звуков дождя, почитать
сказку.
Каким бы замечательным
не был детский сад, какие бы профессионалы в нем не работали, никто не поможет
вашему ребенку лучше, чем вы. Если малыш будет твердо знать, что в конце
шумного дня его ждет «тихая пристань», восемь часов в садике не покажутся ему
такой оглушающей вечностью, и стресс отступит!
Просмотров всего: , сегодня:
Дата создания: 15.09.2020
Дата обновления: 15.09.2020
Дата публикации: 14.09.2020